ФГКУ Росгранстрой завершило работы на всех пунктах пропуска, задействованных в обеспечении Олимпийских игр.
Перечень пунктов пропуска в г. Сочи, подлежащие реконструкции и оснащению, были определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. № 113-3 «Об утверждении Комплексного плана обеспечения безопасности XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи» и включены в раздел объектов безопасности «Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта». Реконструкция, строительство и оснащение пунктов пропуска выполнено в рамках комплексного Плана-графика строительства Олимпийских объектов и дополнительных мероприятий. Морской пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Сочи в пределах грузового района в устье реки Мзымта. Оснащение. Оснащение пункта пропуска завершено в 2011 году. 18 ноябрь 2011 г. МВК приняла Пусковой комплекс (объект) «Обустройство места пропуска в грузовом районе морского порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры в устье р. Мзымта». 27 января 2012 пункт пропуска начал работу по постоянной схеме. Назначение объекта - перевалка грузов, предназначенных для строительства Олимпийских объектов. Проектная мощность грузового района порта составила на первом этапе (2010 год) - 2 млн. тонн грузов, на втором (2011−2013 годы) — 5 млн. тонн, общий судооборот – 883 единицы в год. Железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Адлер на станции Веселое. Строительство и оснащение. 2 декабря 2013 года началась опытная эксплуатации железнодорожного пункта пропуска Адлер (на станции Веселое). В конце декабре 2013 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию завершенного реконструкцией и оснащением объекта. В связи с нарушением сроков и условий контракта недобросовестным подрядчиком - ООО «РСУ №5», дальнейшим расторжением контракта и взысканием с подрядчика неотработанной суммы первоначально установленные сроки завершения строительства объекта были изменены. Рабочей группой в составе представителей ГКО, ГК Олимпстрой и ФГКУ Росгранстрой было проведено обследование фактического состояния объекта с рассмотрением вопроса его достройки с разбивкой на этапы по степени важности и первой необходимости. Строительство объекта было возобновлено в марте 2013, параллельно ФГКУ Росгранстрой реализовало проект оптимизации пропускной способности действующего ЖДПП – были установлены 18 кабин паспортного контроля вместо существующих 6. Пропускная способность ЖДПП на расчетный период (2015 год) составляет 20 поездов/сутки, в том числе, грузовые – 4, пассажирские - 6, пригородные - 10. После ввода железнодорожного пункта пропуска в эксплуатацию часть пассажиропотока с МАПП Адлер будет переориентирована на ЖДПП Адлер с целью уменьшения дополнительной нагрузки на автомобильный пункт пропуска и обеспечения полноценного международного сообщения с Республикой Абхазия. Морской пункт пропуска в Центре международных морских и круизных пассажирских перевозок в морском порту Сочи. Реконструкция и техническое оснащение. Пропускная способность существующего до строительства нового МПП Сочи (пассажирское направление) – 350 человек в час, что является крайне низким показателем в условиях проведения Олимпиады. В соответствии «Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта», осуществляется реконструкция морского порта Сочи в целях создания Центра международных морских и круизных пассажирских перевозок. После завершения реконструкции порт сможет круглогодично осуществлять прием иностранных круизных лайнеров длиной до 311 м и вместимостью до 3 тыс. человек, а также паромных судов. Планируемый пассажирооборот порта составит 315 тыс. пассажиров в год. Реконструкция порта предусматривает создание искусственных земельных участков, на которых планируется размещение здания морского вокзала и пункта пропуска для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля пассажиров круизных лайнеров и других объектов портовой инфраструктуры. В рамках объекта «Морской порт Сочи с береговой инфраструктурой с целью создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок» ФГКУ Росгранстрой осуществило реконструкцию и техническое оснащение пункта пропуска. К настоящему времени все работы в пункте пропуска завершены. МПП оснащен самыми современными средствами и системами обеспечения контроля и безопасности объекта: системой ГС ПВД НП, автоматизированными рабочими местами контролеров, локальной вычислительной сетью, техническими средствами системы информационной безопасности, системой выделенного электроснабжения, системой охранной и охранно-тревожной сигнализации, системой контроля и управления доступом, системой охранного теленаблюдения, системуой кондиционирования воздуха серверных помещений., программно аппаратным комплексом «Каскад», стационарными системами для автоматического определения людей с повышенной температурой тела (тепловизорами). Многосторонний автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Адлер. Строительство и оснащение. Проектная пропуская способность нового МАПП Адлер составляет 28 000 человек в сутки и 1 500 транспортных средств, в том числе, легковых –1 250, грузовых – 150, автобусов – 100. Пункт пропуска строился в два этапа. Автомобильная составляющая в эксплуатацию введена 25 января 2012 года. 16 марта 2012 г. с 8 утра московского времени на основании приказа Росграницы от 16 декабря 2011 г. № 391-ПП осуществлен перенос движения автотранспорта и автобусов на построенный пункт пропуска Адлер (автомобильную составляющую). Направление движения граждан Российской Федерации и Республики Абхазия в пешеходном порядке продолжало осуществляться через старый пункт пропуска до завершения строительства пешеходного терминала. 11 января 2013 года получен Акт о законченном строительстве объекта МАПП Адлер, разрешение на ввод объекта МАПП Адлер в эксплуатацию в целом (включая пешеходную составляющую) подписано 4 февраля 2012 года. 30 июля 2013 года в МАПП Адлер состоялось мероприятие по тестовому запуску пешеходной составляющей. 12 августа 2013 года МАПП Адлер начал работать в полном объеме: пассажирский поток был перенаправлен на новый маршрут. Синхронизированы действия ГКО двух сторон – российской и абхазской. После ввода в эксплуатацию всех составляющих МАПП Адлер транспортные и пешеходные потоки через границу разделены. Новой схемой движения предусмотрено, что поток пассажиров передвигается по пешеходному мосту через отдельный пассажирский комплекс и далее по пешеходному коридору. Поток транспортных средств направляется в сторону автомобильного пункта пропуска на специально выделенную территорию, разделенную по трем направлениям, где осуществляется контроль транспортных средств по видам транспорта (грузовой, легковой, автобусы) с последующим выходом на автодорогу за пределами пункта пропуска. Автомашины движутся по шести полосам на въезд и шести на выезд. Из них по три полосы в обоих направлениях предназначены для грузового транспорта и еще по одной — для автобусов. Каждый из участков контроля в пункте пропуска включает комплекс сооружений, зданий и устройств для осуществления раздельного контроля и таможенного оформления пешеходов, автобусов, легковых машин и грузового транспорта, что является наиболее действенной мерой для ускорения таможенных процедур в отношении физических лиц и участников ВЭД. Новый автомобильный пункт пропуска оснащен крытыми боксами углубленного досмотра легковых и грузовых автомобилей, помещениями для хранения товаров, необходимой погрузочно-разгрузочной техникой. Кроме того, на его территории предусмотрены зоны парковки, помещение для кинологической службы, мобильный инспекционно-досмотровый комплекс. С целью увеличения пропускной способности нового МАПП Отдельным планом мероприятий проведено дооснащение пункта пропуска: - на автомобильной составляющей МАПП Адлер на полосах движения легкового автотранспорта установлены и оснащены 4 блок-модуля (по 4 рабочих места для сотрудников ПС ФСБ России) для осуществления пограничного контроля; на полосах движения легкового автотранспорта (въезд и выезд); - на пешеходной составляющей МАПП Адлер для осуществления пограничного контроля в здании досмотра пешеходов дополнительно установлены 8 стационарных кабин паспортного контроля (по 4 на направлении движения пешеходов), перегородки для разделения встречных потоков движения физических лиц; - для обеспечения выполнения функций Россельхознадзора установлены и оснащены по 1 блок-модулю (на 2 рабочих места), блок-модуль для передержки мелких домашних животных; в здании оформления грузовых перевозок на въезд и выезд возведено - дополнительное помещение на 6 рабочих мест; установлены стационарные тепловизоры, холодильные камеры, аппаратура для внутренней и междугородней телефонной связи, подключен интернет; - для обеспечения выполнения функций Роспотребнадзора в здании досмотра пешеходов установлены стационарные тепловизоры и создано дополнительное помещение на 2 рабочих места; - выполнены работы по ремонту существующего участка и проектированию дополнительной развязки и подготовки к эксплуатации Нагорного канала (НК-2), который имеет важнейшее значение для территории, выполняя функции водоотвода не только для объектов пунктов пропуска (МАПП, ЖДПП Адлер), но и для близлежащих жилых поселений; - проведено дооснащение МАПП узлами спецсвязи; - по решению Оперативного штаба по обеспечению безопасности при проведении Игр в целях выявления и нейтрализации возможных террористических угроз, исходящих с территории Республики Абхазия пункт пропуска дооснащен техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, радиоактивных, химических и биологических веществ. Воздушный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Сочи. Оснащение. Оснащенный ФГКУ Росгранстрой воздушный пункт пропуска в терминале С нового аэровокзального комплекса в аэропорту Сочи введен в эксплуатацию 27 сентября 2010 г. Проектная пропускная способность комплекса в целом — 2 000 пассажиров в час для внутренних авиалиний и 600 пассажиров в час для международных авиалиний. Однако, по прогнозам экспертов МОК, ожидаемое распределение пассажиропотока в аэропорту Сочи между внутренними и международными линиями во время Олимпийских игр составит 65% (внутренние) и 35% (международные). Таким образом, очевидно, что пункт пропуска с предстоящими нагрузками не справился бы. Было принято решение провести работы по увеличению пропускной способности ВПП сразу в нескольких направлениях. Во-первых, в терминале С выполнены работы по его дооснащению: установлены 4 дополнительные мобильные стойки паспортного контроля, все кабины (стойки) паспортного контроля оснащены системами автоматического заполнения миграционных карт; в пункте пропуска в пределах терминала С установлены новые системы телевизионного наблюдения (СТН) в таможенной и пограничной службах и на телетрапах, системы наблюдения за стоянками воздушных судов, более мощное серверное оборудование, выполнены работы по дообустройству и переоборудованию существующей системы двойного коридора (зеленого и красного), установке стационарных ограждений зон таможенного контроля, модернизации существующих багажных линий за счет интегрирования в технологический процесс поступления и сортировки багажа дополнительных средств таможенного контроля (рентгентелевизионных установок). Для удобства прохождения контроля маломобильными группами граждан проведена работа по организации для их пропуска трех дополнительных рабочих мест ГКО. Пункт пропуска также оснащен информационными системами для слабослышащих граждан (индукционными петлями). Улучшена информативность объекта путем дополнительной установки стендов, табличек, щитов и информационных киосков. Таможенная служба дооснащена рентгентелевизионными установками (интроскопами), автоматизированными рабочими местами, мебелью, офисной техникой, системами радиационного контроля, весовым оборудованием, средствами фото и аудиофиксации, металлодетекторами. Во-вторых, изначально планировалось перепрофилировать и дооснастить сектор В внутренних авиалиний, что также не обеспечило бы нужный уровень пропускной способности. Для решения вопроса было принято решение по строительству собственником аэропорта временного пассажирского терминала из быстровозводимых конструкций в дополнение к международному сектору С. Оснащение временного терминала выполнило ФГКУ Росгранстрой. Общая площадь этого «не олимпийского» объекта (объект не входил в перечень олимпийских) – 2 518 кв. метров. В терминале установлено 46 мобильных рабочих мест для пограничников (мобильные стойки паспортного контроля, оборудованные стульями, настольными лампами, приборами проверки подлинности документов, оснащенные устройствами автоматического заполнения миграционных карт, подключенные к локальным сетям). Терминал оснащен досмотровым оборудованием, в нем созданы рабочие места для сотрудников Роспотребнадзора и Россельхознадзора. В последних числах декабря 2013 года дополнительный пассажирский терминал принят МВК. Таким образом пропускная способность аэропорта на международных линиях к Олимпиаде обеспечивается пропускной способностью сектора С - 600 пасс./час и дополнительного пассажирского терминала – 920 пасс./час. Во время Олимпийских игр ВПП в целом сможет обеспечить максимальную пропускную способность до 1 520 пассажиров в час. Одновременно в рамках Комплексного плана безопасности Олимпийских зимних игр ФГКУ Росгранстрой выполнено оснащение участка пункта пропуска в пределах зала официальных лиц и делегаций, ВИП–зала, терминала деловой авиации аэропорта Сочи. Пропускная способность ВИП–зала 42 человека в час. При проектировании учитывались также параметры для удобства маломобильных пассажиров и пассажиров с ограниченными возможностями. 9 декабря 2013 года участок воздушного грузопассажирского постоянного, многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Сочи в пределах зала официальных лиц и делегаций, ВИП – зала, Терминала деловой авиации принят МВК. Комплекс выполненных ФГКУ Росгранстрой работ обеспечит, таким образом, участникам и гостям Олимпийских игр необходимый уровень пропускной способности, комфорта и безопасности при пересечении государственной границы Российской Федерации.