Layer 1

Интервью руководителя Росграницы Константина Бусыгина для телеканала Россия-24

Бусыгин К.Д.: Действительно, общая протяженность границы до присоединения Крыма к Российской Федерации составляла 60932 км, ее сухопутного участка – 14509 км. Самая длинная граница у России с Казахстаном – 7599 км. По морю самая протяженная граница пролегает в Арктике – в Северном Ледовитом океане – 19724 км. ​После присоединения Крыма протяженность государственной границы Российской Федерации изменилась, однако, учитывая сложную внешнеполитическую обстановку между Россией и Украиной мероприятия по делимитации и демаркации государственной границы между государствами в настоящее время не проведены. ​По состоянию на текущую дату в Российской Федерации установлено 388 пунктов пропуска. Росграницей постоянно ведется работа по оптимизации количества пунктов пропуска, в том числе за счет их объединения. С начала 2012 года в рамках ФЦП Госграница, а также за счет  непрограммной части создано (обустроено) 7 пунктов пропуска. В 2012-2013 годах после завершения работ были открыты воздушные пункты пропуска в аэропортах Санкт-Петербург (Пулково), Улан-Удэ (Мухино) (Республика Бурятия), Томск (Богашево). В 2014 году после завершения работ в рамках ФЦП открыты: ВПП Москва (Домодедово), МАПП Грайворон (Белгородская область), МАПП Яраг-Казмаляр (пешеходная составляющая) и МАПП Тагиркент-Казмаляр (Республика Дагестан). Наряду с этим, завершено оснащение узла специальной связи в автомобильном пункте пропуска Светогорск (Ленинградская область) и в международном центре морских круизных пассажирских перевозок порта Сочи (Краснодарский край). Кроме этого реализованы мероприятия по непрограммной части: МАПП Адлер, ВПП Сочи, ЖДПП Адлер, МПП Сочи – были обустроены в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 года. Активное участие Росграница принимала также в подготовке к проведению Всемирной Зимней Универсиады в г. Казани – был обустроен пункт пропуска в аэропорту Казань.   Финансирование нынешней ФЦП было определено в размере 134 млрд. рублей. Планируются ли сокращение затрат в контексте экономических сложностей? Приходится ли экономить на специальном оборудовании для пунктов пропуска из-за падения курса рубля?   Бусыгин К.Д.: Технологическое оборудование пункта пропуска в общем объеме реконструкции составляет в среднем от 50 до 70% (в зависимости от вида реконструкции: техническое оснащение или новое строительство пунктов пропуска). В связи с тем, что часть применяемого оборудования (в соответствии с техническими требованиями, выданными государственными контрольными органами), производится не в России, резкое повышение курса иностранной валюты повлекло за собой невозможность выполнения работ в рамках твердой цены, установленной государственными контрактами. В связи с этим, а также принимая во внимание тот факт, что источника дополнительных денежных средств на удорожание контрактов нет, возникла необходимость изыскания внутренних резервов. В этой связи было принято решение о замене части оборудования, предусмотренного проектами на реконструкцию пунктов пропуска, а также внесению корректировок в проектно-сметную документацию. Кроме того, поправками в Закон о федеральном бюджете инвестиционные расходы 2015 года сокращены на 10 %, что также повлекло оптимизацию программных мероприятий.   С 1 января начал свою работу Евразийский экономический союз – изменилась ли динамика грузо- и пассажироперевозок и потребуются ли какие-то корректировки в работе пунктов пропуска?   Бусыгин К.Д.: В целом в большинстве пунктов пропуска статистика пересечения границы имеет достаточно ровный характер с тенденцией к росту. Тем не менее, в 2014 году по сравнению с 2013 годом отмечено снижение объема пропуска лиц и транспортных средств в основном на западном направлении примерно на 18%. Несмотря на снижение показателей 2014 года, в рамках трехлетнего цикла (2011-2014 годы) сохраняется тенденция роста – 4%. ​Здесь следует отметить, что еще до начала работы Евразийского экономического союза интеграционные процессы на евразийском пространстве уже были достаточно развиты. ​6 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. С 1 июля 2011 года был снят таможенный контроль на внутренних границах между Беларусью, Казахстаном и Россией. Таким образом, единая таможенная территория была сформирована еще в 2011 году. В настоящее время пункты пропуска через государственную границу в Российской Федерации работают в плановом режиме. ​Росграница в своей деятельности ориентируется на общие подходы к обустройству пунктов пропуска через внешнюю границу Таможенного союза. Одним из документов, определяющих такие подходы является Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 о Единыхтиповых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного,санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза.  ​Росграница принимает участие в деятельности Консультативного комитета по взаимодействию контролирующих органов на таможенной границе Таможенного союза при Евразийской экономической комиссии. ​На заседаниях Комитета рассматриваются, в том числе, вопросы функционирования пунктов пропуска. Например, на повестке дня стоят вопросы совершенствования единых типовых требований к обустройству пунктов пропуска через внешнюю границу Таможенного союза, организации работы пунктов пропуска по принципу «единого окна», вопросы использования инспекционно-досмотровых комплексов. Организована работа по созданию перечней пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза в открытом доступе, чтобы участникам ВЭД было легче сориентироваться, где и какие пункты пропуска расположены.   Работает ли в России система оперативного управления пунктами пропуска для избегания пробок на границе?   Бусыгин К.Д.: В марте 2013 года по инициативе Росграницы и ФТС России инициирован комплекс мер по модернизации и техническому перевооружению автомобильных пунктов пропуска в рамках реализации «Плана мероприятий «дорожная карта» совершенствование таможенного администрирования».  Предложенные меры объединены единым замыслом создания интегрированной системы с полным названием - «Интегрированная система управления пропуском через государственную границу Российской Федерации» (ИСУП ГГ), функционирование которой должно обеспечить: повышение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска за счет автоматизации ряда операций контрольных функций, оптимизации транспортных потоков на подъездах к пунктам пропуска, а также процесса пропуска грузовых транспортных средств и учета результатов пограничного, таможенного и иных видов контроля на каждом этапе; автоматизированную процедуру согласования, изготовления и выдачи пропусков для посещения, въезда (выезда) в пункт пропуска; on-line мониторинг эксплуатационных характеристик, эффективное управление имуществом и администрирование в пункте пропуска; информирование заинтересованных органов управления актуальной информацией о состоянии и функционировании пунктов пропуска. Работы по созданию ИСУП ГГ на первом этапе планируется провести в рамках Научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР), которая включена отдельным мероприятием в федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)». НИОКР планируется провести в период: ноябрь 2014 – ноябрь 2016 годов, включив в его пилотную зону четыре автомобильных пункта пропуска – по одному в Ленинградской, Калининградской, Белгородской областях и Республике Бурятия.   Недавно в Белгородской области открылся новый пункт пропуска Грайворон. Много ли на российской границе таких современных объектов?   Бусыгин К.Д.: В целом с 2012 года Росграницей было издано 43 приказа об открытии пунктов пропуска. Современных объектов много. В основном это аэропорты и морские порты. Среди них можно выделить такие объекты как МАПП Адлер, ВПП Сочи, МПП Сочи, которые готовились к проведению XXII Олимпийских зимних игр в 2014 году. Кроме этого ВПП Казань, который был введен перед проведением  XXVII Всемирной Летней  универсиады в 2013 году и сегодня готовится к приему гостей на чемпионат по водным видам спорта. Также активно ведется работа по увеличению пропускной способности московского транспортного узла, в рамках которой введены дополнительные площади ВПП Шереметьево, ВПП Домодедово, ВПП Внуково. Кроме этого, завершена реконструкция современного терминала с пунктом пропуска в аэропорту Пулково и Белгороде. Все указанные объекты отвечают самым современным требования безопасности и являются флагманом в своем регионе.  Наряду с программными мероприятиями, в рамках поручений Президента РФ и Правительства РФ, нами активно ведется координация работы по обустройству пунктов пропуска с использованием механизма государственно-частного партнерства. Среди них можно выделить такие уникальные объекты как МПП Усть-Луга, МПП Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», МПП Варандей.     Вопрос, который заинтересует всех обывателей, а как, собственно, охраняются огромные участки границы за пределами пунктов пропуска?   Бусыгин К.Д.:В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации в сферу компетенции Росграницы не относится охрана государственной границы Российской Федерации. Согласно Закону Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области безопасности, осуществляет государственное управление в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также организацию пограничной службы. Защиту и охрану государственной границы непосредственно осуществляет Пограничная служба ФСБ России.    Что представляет собой сухопутная граница Крыма и каковы особенности ее обустройства? Джанкой, Перекоп, Армянск. Росграница открыла данные пункты пропуска раньше установленного срока.   Бусыгин К.Д.: Основная и главная особенность – это приоритетный характер  обустройства пунктов пропуска в Крымском федеральном округе. На территории Республики Крым в 2014 году в предельно сжатые сроки было установлено 12 пунктов пропуска. Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в 2014 году выполнены работы по обустройству 3-х автомобильных пунктов пропуска (Армянск, Джанкой, Перекоп) и 2-хжелезнодорожных пунктов пропуска (Армянск, Джанкой).  С учетом необходимости в максимально короткий срок обеспечить функционирование подразделений государственных контрольных органов обустройство пунктов пропуска на первом этапе проведено по временной схеме.  Теперь предстоит второй этап обустройства пунктов пропуска в Крыму по постоянной схеме. Эти мероприятия предусмотрены в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и  г. Севастополя до 2020 года»: воздушный пункт пропускаСимферополь – до декабря 2016 года, автомобильные пункты пропуска Армянск, Джанкой, Перекоп – до декабря 2018 года, железнодорожные пункты пропуска Армянск, Джанкой – до декабря 2020 года. Отчеты о реализации мероприятий ФЦП и соблюдении сроков, установленных Планом-графиком, представляются Росграницей в Министерство Российской Федерации по делам Крыма еженедельно.  В настоящее время отставание от реализации мероприятий Плана-графика отсутствует.  На выполнение работ по разработке проектной документации по реконструкции автомобильных пунктов пропуска Армянск, Джанкой и Перекоп и техническое перевооружение воздушного пункта пропуска Симферополь заключены государственные контракты. Пункты пропуска в Крыму будут соответствовать всем необходимым требованиям государственных контрольных органов и в них будет обеспечено комфортное пересечение государственной границы.   Будут ли предусмотрены какие-то особенности в пунктах пропуска на российско-украинской границе в контексте боевых действий на территории Украины?   Бусыгин К.Д.: В условиях развернутых в 2014 году боевых действий на приграничной с Россией территории вопросы особенности обустройства и технического оснащения пунктов пропуска на Украине являются наиболее важными.  Как вы помните, в связи со сложной обстановкой на этой границе  22 июля 2014 года на оперативном совещании членов Совета Безопасности Росгранице были поставлены дополнительные задачи по обеспечению безопасности сотрудников пограничных и таможенных органов в автомобильных пунктах пропуска на ростовском участке российско-украинской государственной границы.  Оперативно были подготовлены и согласованы с пограничниками и таможенниками предложения по дополнительному оснащению в 7 автомобильных пунктов пропуска (Чертково, Волошино, Донецк (Изварино), Гуково, Новошахтинск, Матвеев Курган, Весело-Вознесенка). Среди них: совершенствование систем комплексной безопасности (в рамках средств, выделяемых на эксплуатацию); установка средств принудительной остановки автотранспорта (будет завершена в уже в текущем году); усиление элементов зданий и сооружений в местах несения службы, которые обеспечат защиту людей от поражения пулями и осколками (проводится по мере изыскания источников финансирования).  Только с августа 2014 г. по апрель 2015 г. в пунктах пропуска Матвеев Курган и Донецк (Изварино) обеспечено сопровождение 25 гуманитарных конвоев МЧС России на территорию Донецкой и Луганской народных республик.  Для обеспечения контроля указанных конвоев на территории пункта пропуска Донецк (Изварино) временно размещены 30 сотрудников украинских пограничных и таможенных органов. Кроме того, обеспечено размещение и созданы условия для работы наблюдателям миссии ОБСЕ в 2-х пунктах пропуска (Гуково, Донецк (Изварино). Вы знаете, что срок их пребывания в Ростовской области продлили до 30 июня 2015 года. А за ситуацией на российско-украинской границе наблюдают 23 сотрудника ОБСЕ. В связи с введением украинской стороной ограничений по пересечению границы жителей приграничных регионов прорабатывается вопрос о возможности обустройства пешеходных направлений в инфраструктуре 3-х пунктов пропуска (Донецк (Изварино), Матвеев Курган, Весело-Вознесенка).  14 апреля т.г. открыт новый пункт пропуска Грайворон (Белгородская область) проектной мощностью 500 автомобилей в сутки. В ближайшее время в Ростовской области будет открыт еще один новый пункт пропуска Куйбышево (Мариновка) с проектной мощность 1000 автомобилей в сутки. Это позволит значительно увеличитьпропускную способность всего российско-украинского участка государственной границы.  Чтобы минимизировать проблемы с пересечением границы жителями приграничных районов в летний период уже сегодня мы планируем мероприятия по обеспечению регулярных автобусных перевозок в направлении Республики Крым (г. Симферополь). Вопрос совершенствования инфраструктуры пунктов пропуска на границе с Украиной всегда находится в сфере пристального внимания Росграницы.   Вы входите в президиум комиссии по вопросам Арктики, которую возглавляет зампред правительства Д. Рогозин. В какие сроки планируется оборудовать границу на Северном морском пути, и как она будет выглядеть?   Бусыгин К.Д.: Арктика – это стратегический объект в рамках обеспечения всесторонней безопасности страны, включая экономическую. В целях укрепления конкурентоспособности российской экономики на арктическом направлении, повышения эффективности работы Северного морского пути Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации большое внимание уделяется развитию пунктов пропуска через государственную границу в Арктике. Обустройство пунктов пропуска осуществляется как на основе государственно-частного партнерства, так и в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 гг.)» Всего в Арктической зоне Российской Федерации расположено 20 пунктов пропуска. Из них 3 автомобильных, 12 морских, 5 воздушных. С 2010 по 2015 гг. в Арктической зоне Российской Федерации было установлено 5 пунктов пропуска: морские пункты пропуска Певек, Сабетта, Варандей, Дудинка, воздушный пункт пропуска в аэропорту Варандей. Это четверть от всех пунктов пропуска, расположенных в Арктике. В настоящее время Росграница проводит работу поустановлению пункта пропуска в аэропорту Сабетта. Установление воздушного пункта пропуска будет способствовать оперативной доставке иностранных специалистов и импортного оборудования в ходе строительства и эксплуатации завода по сжижению газа проекта «Ямал СПГ». Приказом Росграницы в 2014 году в морском порту Сабетта открыт и начал работать морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации (по завершению I этапа строительства). В конце 2014 года Росграница заключила государственный контракт на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию I этапа морского пункта пропуска Мурманск. Приказом Росграницы в 2015 году морской пункт пропуска Мурманск открыт после реконструкции в пределах терминала  ОАО «ГМК «Норильский Никель». В рамках государственно-частного партнерства ведется работа по реконструкции морского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Беринговский, открытие которого планируется осуществить в 2016 году. Приказом Росграницы в 2015 году открыт морской грузовой пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Варандей. Таким образом, в настоящее время охвачены работой большинство пунктов пропуска, требующих реконструкции в Арктике. ​В долгосрочной перспективе Росграницей в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации  (2012-2020 годы)» предусмотрены следующие мероприятия в АЗРФ:    Проектирование и строительство (реконструкция) морских пунктов пропуска: ​Анадырь, Чукотский автономный округ – 2018-2020 годы; ​Архангельск, Архангельская область – 2018-2020 годы; ​Мурманск, Мурманская область – 2014-2020 годы. Техническое перевооружение воздушного пункта пропуска Мурманск, Мурманская область – 2019-2020 годы.   Что можно сказать о техническом оснащении госграницы с Китаем? Насколько она соответствует возложенным на нее задачам?   Бусыгин К.Д.: Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровнях. Важной предпосылкой активизации приграничных и межрегиональных связей между Россией и Китаем является совершенствование транспортной инфраструктуры приграничья, модернизация и переоснащение сопредельных пунктов пропуска и оптимизация их работы. Между нашими странами функционируют 18 пунктов пропуска, из них 11 автомобильных, 10 смешанных, 4 железнодорожных и 1 речной. В целом существующая система пунктов пропуска отвечает потребностям двустороннего сотрудничества. Вместе с тем, совершенствование всех аспектов ее деятельности – непрерывный процесс, нуждающийся в постоянном внимании. Этого требует высокая динамика развития всего комплекса трансграничного взаимодействия, особенно растущего двустороннего товарооборота и увеличивающиеся масштабы взаимных поездок. Росграница уделяет большое внимание совершенствованию пограничной инфраструктуры на российско-китайском участке государственной границы. Основным финансовым инструментом реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы является федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации                (2012-2020 годы)». Программа предусматривает строительство (реконструкцию) и оснащение в первую очередь железнодорожных пунктов пропуска Забайкальск (завершение в 2016 году), Пограничный (2017-2019 годы), Нижнеленинское (2016-2018 годы), на который в настоящий момент и в прогнозируемом периоде приходится основная часть товаропотока. Кроме того, Росграницей проводятся мероприятия по обеспечению завершения строительства автомобильных пунктов пропуска Краскино и Пограничный. Говоря о взаимодействии по вопросам инфраструктуры пунктов пропуска через российско-китайскую государственную границу, хочу отметить, что оно развивается конструктивно, благодаря положительной работе компетентных ведомств России и Китая, работа которых является важным фактором наращивания торгово-экономических и социально-культурных связей.   Справочно: в настоящее время в Росгранице прорабатываются вопросы подготовки к заключению 3-х межправительственных соглашений: - об установлении пешеходного пункта пропуска на канатной дороге между городами Благовещенск (Россия) и Хэйхэ (Китай) для пересечения трансграничной реки Амур; - об установлении автомобильного пассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский; - возможности пересечения российско-китайской государственной границы физическими лицами на личном легковом автомобильном транспорте числом посадочных мест не более 8.   Есть ли какие-нибудь особенности в организации инфраструктуры государственной границы Калининградской области?   Бусыгин К.Д.: Калининградская область – особенный субъект Российской Федерации. Вся административная граница Калининградской области является государственной границей Российской Федерации, полностью соприкасающейся с внешними границами государств-членов Европейского союза и, безусловно, как любой другой участок государственной границы, этот имеет свои особенности.  Еще одной из основных особенностей является высокая степень плотности пунктов пропуска. На почти 500 км линии государственной границы установлены и функционируют 15пунктов пропуска: 9 автомобильных, 4 железнодорожных, 1 морской и 1 речной. Ни на одном из других участков государственной границы Российской Федерации такой плотности нет. При этом стоит сказать, что есть некоторые моменты, над которыми Росграница работает. Так, например, все пункты пропуска на данном участке государственной границы были спроектированы и построены без учета перспективы значительного роста пассажиро- и товаро- потоков. Дело в том, что все МАПП на территории Калининградской области спроектированы и построены таким образом, что в пункте пропуска создано от 4 до 7 полос движения (линий контроля) для легкового транспорта и от 2 до 5 полос движения для грузового автотранспорта в каждом направлении. А при выезде с территории пункта пропуска на территорию сопредельного государства, всего две полосы движения – одна для легкового автотранспорта и одна для грузового и автобусов. Именно это и является основным проблемным инфраструктурным моментом государственной границы Российской Федерации в Калининградской области, которыйпредстоит решить Росгранице – ликвидация так называемого эффекта «бутылочного горлышка», создающего очереди при пересечении государственной границы.    Россия-24: http://rutv.ru/brand/show/episode/1222715   ИСТОЧНИК: http://www.rosgranitsa.ru/ru/node/9816