Layer 1

Проблемы функционирования пунктов пропуска СЗФО и ЦФО обсудили в Выборге.

В  Северо-Западном регионе находится 34 автомобильных пункта пропуска, из которых  26 действующих. В том числе 24 многосторонних (МАПП) (действующих - 22) и  10 двусторонних (действующих - 4) пунктов пропуска. По данным ФТС России в 2011 году количество грузовых транспортных средств, проследовавших через  МАПП, увеличилось по сравнению с 2009 годом на 17,4 %, нагрузка на пассажирском направлении возросла на 40 %.  За 8 месяцев этого года российскую границу со странами ЕС пересекли более 649  тысяч грузовиков, 4 млн. 908 тысяч легковых транспортных средств. Участок российко-финляндской границы за год пересекают свыше 10 миллионов граждан. На загруженность пунктов пропуска влияют и расположение портов Хамина, Котка, Вуосари, Хельсинки в непосредственной близости от трассы «Скандинавия» и пункта пропуска Торфяновка, а также цикличность прибытия транспортных средств, связанная с режимом работы портов. В центральном федеральном округе функционируют 10 МАПП  (Белгородская, Брянская, Воронежская и Курская области). В 1 полугодии 2012 года через эти МАПП проследовало более 200 тысяч грузовых и 1 миллиона легковых транспортных средств, около 25 тысяч автобусов и почти 4 миллиона физических лиц. В числе проблем, влияющих на качественную работу МАППов и таможенных постов,  – несовершенство инфраструктуры: более 60% автомобильных пунктов пропуска были введены в эксплуатацию в 90-е годы прошлого столетия, они морально и технически устарели. К образованию очередей приводит также нехватка полос контроля,  недостаточность площадей, предназначенных для размещения транспортных средств, отсутствие оборудованных площадок для работы инспекционно-досмотровых комплексов, нехватка помещений для должностных лиц, осуществляющих таможенный и иные виды государственного контроля, ненадлежащий уровень бытовых условий и обеспечения резервного электроснабжения, отсутствие в полном объеме необходимого весового оборудования, погрузоразгрузочной техники, ненадлежащий уровень оснащения информационно-техническими средствами и несовершенство каналов связи, используемых для передачи данных, нехватка штатных единиц на таможенных постах, состояние дорог, подъездных путей и отсутствие накопителей для транспорта, игнорирование фактической пропускной способности при определении числа  разрешений на международные транспортные перевозки и прочие факторы. В числе решения проблем в СЗФО - реализация Постановления Правительства РФ, в соответствии с которым  потоки автомобилевозов с МАПП Торфяновка переведены на менее загруженные МАПП Брусничное и Светогорск, организация процедуры таможенного транзита в пунктах пропуска Калининградской области. В ЦФО - реализация возможности осуществления совместного контроля должностными лицами российских и украинских контролирующих органов с размещением их на территории российского пункта пропуска. Такая возможность предусмотрена Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля лиц, транспортных средств и товаров на российско-украинской государственной границе, подписанным 18 октября 2011 года в г. Донецке. Решением проблемы пропуска через границу в ЦФО также является введение в эксплуатацию построенных современных  МАППов с более высокой пропускной способностью (Погар, Суджа, Крупец, Бугаевка, строящийся Новые Юрковичи…). Однако на сегодняшний день вопрос передачи имущества части вновь построенных пунктов пропуска с баланса ФТС на баланс ФГКУ Росгранстрой, которое должно осуществлять их эксплуатацию и содержание, остается проблематичным в связи с существенными,  не устраненными недостатками новых пунктов пропуска (например, Бугаевка, Шебекино). По итогам заседания коллегий приняты ряд решений, основанных на тесном взаимодействии заинтересованных ведомств. В части полномочий Росграницы приняты также решения направить от ФТС предложения по обустройству подъездных автодорог к пунктам пропуска, введению системы электронной очереди (в настоящее время электронная очередь в качестве эксперимента действует в МАПП Куничина Гора (Псковский филиал ФГКУ Росгранстрой)), а также в Правительство РФ – предложение возложить на Росграницу  функции диспетчеризации транспортных средств и организации погрузочно-разгрузочных работ в пунктах пропуска. Кроме того решено в ближайшее время провести совместное совещание ТУ ФТС РФ, ТУ Росграницы и филиалов ФГКУ Росгранстрой по вопросу готовности к эксплуатации пунктов пропуска в зимний период, за которую отвечает ФГКУ Росгранстрой. В заседании коллегий приняли участие полномочные представители Президента в СЗФО и ЦФО, Росграницы, руководство СЗТУ, ЦТУ и КТУ Росграницы, представители субъектов РФ и органов местного самоуправления, ПС ФСБ России, транспортной прокуратуры. Тезисы выступления руководителя ЦТУ Росграницы  Константина Фурсикова на совместном заседании коллегий Северо-Западного и Центрального таможенных управлений ФТС России