Руководитель ФГКУ Росгранстрой Леонид Бершанский принял участие в XI Международном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520»
Стратегическое партнерство 1520 является специализированным международным форумом по железнодорожной проблематике. Это крупнейшая деловая встреча лидеров железнодорожного бизнеса на пространстве «широкой» колеи. Форум нацелен на принятие системных решений по важнейшим аспектам функционирования железнодорожного комплекса: оптимизации перевозочного процесса, модернизации транспортной инфраструктуры, привлечению инвестиций, производству современного подвижного состава. Перед ФГКУ Росгранстрой поставлена задача: обеспечить на качественно новом техническом и технологическом уровнях строительство (реконструкцию), техническое оснащение и содержание зданий и сооружений пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, находящихся в оперативном управлении. Необходимо добиваться, чтобы технология работы и инфраструктура пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, соответствовала международным стандартам, обеспечивала эффективную деятельность государственных контрольных органов по осуществлению пограничного, таможенного и иных видов контроля, способствовала повышению конкурентоспособности России на рынке международных пассажирских и грузовых перевозок. При этом технология работы перевозчиков, пограничных (передаточных) железнодорожных станций и государственных контрольных органов является основой для создания необходимой для создания необходимой инфраструктуры пунктов пропуска. В мероприятии приняли участие порядка 1400 специалистов из более чем 30 государств. Аудиторию форума составили руководители органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, национальные железнодорожные компании стран СНГ и Евросоюза, компании-операторы подвижного состава, производители транспортной техники, международные организаций, предприятия транспортно-логистического, лизингового и страхового комплекса. Эксперты обсудили источники финансирования российских инфраструктурных проектов и перспективы международного сотрудничества. Состоялся ряд специализированных сессий, посвященных системе железнодорожного транспорта. Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520» является уникальной площадкой для совместного поиска эффективных решений наиболее неоднозначных вопросов железнодорожного сектора, затрагивающих интересы абсолютно всех участников рынка перевозок: промышленные предприятия, транспортные и логистические компании, производители вагонов и локомотивов, мелкий и средний бизнес. Деловая программа мероприятия включила более 20 различных дискуссионных и интерактивных форматов, в которых приняли участие порядка 1400 специалистов более чем из 30 государств. Аудиторию форума составили ведущие компании транспортного сектора из России, стран СНГ и Евросоюза. Ежегодно в рамках работы форума заключаются крупные международные соглашения по стратегическим направлениям развития железных дорог на «пространстве 1520», а также крупные контракты на поставку и обслуживание железнодорожной техники. ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Росгранстрой Леонида Бершанского на XI Международном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520». «Применения концессионных соглашений в рамках современных форм и методов организации обустройства пунктов пропуска через государственную границу РФ». Уважаемые участники бизнес-форума! Дамы и господа! Рад приветствовать вас на XI Международном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520». В феврале 2016 года Президент подписал указ о ликвидации Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации. Решением Правительства Российской Федерации все полномочия Росграницы были переданы Минтрансу России. На сегодняшний день решены вопросы, связанные с передачей полномочий: внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты; осуществлена реорганизация органов управления Минтранса России и подведомственного учреждения ФГКУ Росгранстрой. Уважаемые участники форума! Известно, что экономический рост страны невозможен без создания динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы, включающей в себя транспортную инфраструктуру, производственные комплексы, средства коммуникации, пассажирские и складские терминалы, пункты консолидации и обработки грузов и другие объекты. Необходимой составной частью объектов транспортной инфраструктуры при осуществлении международных пассажирских и грузовых перевозок являются пункты пропуска через государственную границу. В настоящее время в Российской Федерации функционируют 316 пунктов пропуска, в том числе 53 железнодорожных, из них 20 расположены на российско-казахстанском участке государственной границы, в которых осуществляется только пограничный контроль. В силу недостаточного развития инфраструктуры пунктов пропуска, большинство пограничных железнодорожных станций (вокзалов) не имеют надлежащего оборудования и технического оснащения для осмотра (досмотра) подвижного состава и грузов, современных информационно–технических комплексов для проведения пограничного, таможенного и иных видов контроля пассажирских и грузовых поездов, следующих в них пассажиров и перевозимых грузов. Продолжительность контрольных операций на различных пограничных железнодорожных станциях составляет по пассажирским поездам от 40 минут и более, по грузовым поездам от 80 минут до 4 часов и более. Перед ФГКУ Росгранстрой поставлена задача: обеспечить на качественно новом техническом и технологическом уровнях строительство (реконструкцию), техническое оснащение и содержание зданий и сооружений пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, находящихся в оперативном управлении или переданных ему в безвозмездное пользование. В идеале необходимо добиваться, чтобы технология работы и инфраструктура пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, соответствовала международным стандартам, обеспечивала эффективную деятельность государственных контрольных органов по осуществлению пограничного, таможенного и иных видов контроля, способствовала повышению конкурентоспособности России на рынке международных пассажирских и грузовых перевозок. При этом технология работы перевозчиков, пограничных (передаточных) железнодорожных станций и государственных контрольных органов является основой для создания необходимой инфраструктуры пунктов пропуска. В свою очередь, технология пропускных операций через государственную границу базируется на законодательстве Российской Федерации, международных договорах, ведомственных нормативных актах, актах хозяйствующих субъектов. Поэтому сегодня мы рассматриваем возможность снижения сметной стоимости строительства (реконструкции) и технического оснащения пунктов пропуска на основе совершенствования законодательства в целях внедрения в практику современных форм и методов организации контроля на границе, современных механизмов взаимодействия всех участвующих в обеспечении международных перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом, прежде всего с использованием IT технологий. Сокращение более чем на 25 % от ранее утвержденных объемов бюджетного финансирования по ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» и по другим государственным программам потребовало исключить из них ряд программных мероприятий, оптимизировать расходы на техническое оснащение и содержание объектов пунктов пропуска, поиска иных источников финансирования. На ближайшую и среднесрочную перспективу основным направлением совершенствования обустройства пунктов пропуска мы предлагаем считать создание правовых, технических и технологических условий для внедрения системы рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (стандарты SAFE) Всемирной таможенной организации как инструмента содействия международной торговле, которые предусматривают комплексное управление цепью поставок товаров и Единое окно (электронное), предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках, стандарты обмена электронными данными, системы управления рисками, электронные подписи и другие. Такая работа ведется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках реализации «Плана мероприятий («дорожной карты») совершенствования таможенного администрирования», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р. Решением Высшего Евразийского экономического совета одобрены «Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Это предусматривает проведение в государствах-членах Евразийского экономического союза работы по внедрению и развитию национальных механизмов «единого окна». ФГКУ Росгранстрой работает над концепцией нового формата инфраструктуры пунктов пропуска с использованием технологий электронного оформления и сопровождения грузов на всех видах транспорта. Эта работа является продолжением уже накопленного значительного положительного опыта в рамках реализации Минтрансом России пилотных проектов по внедрению стандарта e-freight на воздушном транспорте, реализуемого компанией ООО «ТрансИнфоТех», и стандарта e-train - на железнодорожном транспорте, реализуемого ПАО «РЖД». В настоящее время тестирование технологии электронного взаимодействия происходит в международных аэропортах, а так же в железнодорожном пункте пропуска Люття. В ходе пилотных проектов были достигнуты следующие результаты: - Ускорение обслуживания грузов: Сокращение времени простоя грузового воздушного судна с 4,5 часов до 2 часов. Для железнодорожного состава из 60 вагонов время обработки сократилось с 1,5 часа до 40 минут с небольшим. - Повышение безопасности на транспорте: однократный ввод исходных данных в пункте отправки груза. Электронный документ позволяет проследить весь путь поставки, возлагает ответственность за товар на первоначального отправителя. Сокращение сроков и стоимости обработки грузов на границе является основным показателем, по которому определяется рейтинг место России в рейтинге Doing Business, формируемого МВФ. В 2016 году рейтинг России в целом вырос на 3 пункта до 51 места, но в разделе Международная торговля снизился достигнув рекордно низкого 170 места из общего количества 189. Это непосредственно связано со скоростью и стоимостью, оформления импортно-экспортных операций. Минтрансом России, ФГКУ Росгранстрой, международными перевозчиками, участниками ВЭД, потенциальными инвесторами ставятся амбициозные задачи по повышению привлекательности России для международной торговли, в том числе и за счет внедрения электронного оформления и сопровождения грузов. Данное направление было задано Поручением Президента России Пр-53 от 15.01.2016 о расширении положительного опыта, полученного в пилотной зоне на воздушном транспорте на все виды транспорта с участием Минтранс России и ПАО «Ростелеком». В настоящее время совместно с ПАО «Ростелеком» мы рассматриваем концепцию частно-государственного партнерства для разработки и внедрения технологии электронного взаимодействия на морском и автомобильном транспорте, с последующим формированием на этой базе национальной системы «единого окна». Мы понимаем, что инфраструктура пункта пропуска – сложный объект инвестиций. Это объясняется многими факторами, начиная от ее составных частей, решаемыми государственными органами и хозяйствующими субъектами задачами и процедурами, выполняемыми на этой территории, спецификой применения инвестиционных механизмов в этой области. Перспективным механизмом привлечения негосударственных средств является государственно-частное партнерство (ГЧП), как один из основных инструментов государственной инвестиционной политики во всем мире. Как общее правило, бизнес традиционно стремится в более простые и понятные отрасли, в которых присутствует необходимая правовая база, отработаны инвестиционные механизмы и есть опыт реализации инвестиционных проектов. Транспортная инфраструктура всегда была флагманом в сфере концессионных соглашений. Считаю, что так называемая пограничная инфраструктура может стать достойным продолжением и примером в этой области. Решение поставленной задачи по совершенствованию обустройства и технического оснащения пунктов пропуска мы видим в использовании эффективного механизма привлечения внебюджетных источников, в том числе в форме концессионных соглашений. Пункты пропуска как объекты инвестирования могут быть достаточно привлекательными для бизнеса, если рассмотреть их как часть инфраструктурного транспортного проекта. Снижаются риски, объект становится точкой интереса государства, но при этом появляются и интересы бизнеса, за счет которых и обеспечивается возврат частных инвестиций. Это открывает путь для реализации концессионных проектов с учетом указанной специфики. С одной стороны это позволит уменьшить негативные последствия для экономики от сокращения бюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры пунктов пропуска. С другой стороны, ключевым вопросом любого концессионного проекта является механизм возврата частных инвестиций. Именно от него зависит привлекательность проекта для инвесторов, возможность привлечения заемных средств и распределение рисков. Считаем, что эта задача решаема в рамках концессии. Нормы законодательства дают возможность под объектом соглашения понимать инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, к которым и относятся объекты, предназначенные для проведения контрольных операций пограничными, таможенными и иными государственными органами. Существует две модели. Первая модель: возврат инвестиций осуществляется за счет деятельности самого концессионера. Например, в рамках проекта создаются коммерчески привлекательные объекты, и концессионер осуществляет возврат инвестиций за счет коммерческой деятельности с одновременным содержанием имущества, созданного в интересах государства, в том числе и пункта пропуска через государственную границу. Вторая модель: если коммерческая деятельность не обеспечивает возврат инвестиций, то может использоваться механизм «платы концедента» - платежа, обеспечивающего возврат инвестиций за счет бюджета при условии, что концессионер выполняет условия соглашения. Это отработанные модели в сфере транспорта и они могут применяться при реализации проектов приграничной инфраструктуры. Нет ограничений и в применении иных механизмов, обеспечивающих привлекательность концессий в сфере транспорта, таких, как прямые соглашения с финансирующими организациями, специальные условия резервирования для банков при кредитовании концессий, создание специализированных компаний на стороне концессионера, применение механизмов государственной поддержки. Отличным примером в области развития приграничной инфраструктуры Калининградской области в формате ГЧП может служить таможенно-логистический терминал, открытый на базе склада временного хранения (СВХ) компании «Сириус» менее чем в километре от границы с Польшей. Это первый терминал, соответствующий концепции, принятой Федеральной таможенной службой совместно с ФГКУ Росгранстрой в 2008 году – перенос пункта таможенного оформления в 30-километровую приграничную зону. Также приведу пример возможного использования концессии в части внедрения системы управления пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации при совместной организации таможенного логистического терминала «Верхний Ларс». Трасса протяженностью 2,5 километра, расположенная между контрольно-пропускным пунктом «Казбеги» и КПП «Верхний Ларс» постоянно перегружена автотранспортом. В настоящее время мы рассматриваем предложение учредителя одной из коммерческих организации (ООО «Сфера деятельности Дьюти Фри») о готовности выступить участником реализации проекта с российской и грузинской сторон, проинвестировав денежные средства без привлечения средств федерального бюджета в усовершенствовании таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры сопредельных пунктов пропуска МАПП «Верхний Ларс», МАПП «Казбеги», оптимизировав систему таможенного оформления товаров и транспортных средств. Считаю целесообразным рассмотрение возможности применения данного соглашения при соблюдении всех требований действующего законодательства о концессионных соглашениях. В завершение хотел бы отметить, что ФГКУ Росгранстрой уделяет особое внимание максимальной открытости своей деятельности. Одной из первоочередных задач мы видим создание единого информационного пространства, создающего комфортные условия при реализации совместных с бизнесом инвестиционных проектов. Мы открыты к обсуждению любых форм сотрудничества в рамках существующего в Российской Федерации правового поля. Приходите с идеями, предложениями и инвестициями. Мы поддержим! Спасибо за внимание!