В ЮТУ Росграницы обсудили степень готовности пунктов пропуска к приему иностранных граждан в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи
Основное внимание участников было уделено вопросу обустройства и эксплуатации пунктов пропуска города Сочи, резервных воздушных пунктов пропуска (Краснодар, Геленджик, Анапа), задействованных в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XIзимних Паралимпийских игр 2014 года. В качестве основных транспортных узлов для приема иностранных гостей и спортсменов в период проведения Олимпийских игр будут использоваться воздушный и морской пункты пропуска Сочи. В случае временного закрытия аэропорта города Сочи, в качестве запасных транспортных узлов планируются аэропорты Краснодар (Пашковский), Анапа (Витязево) и Геленджик. Возможно, также будут задействованы железнодорожный пункт пропуска Адлер на станции Веселое и автомобильный пункт пропуска Адлер. Воздушный пункт пропуска Сочи введен в эксплуатацию и открыт в установленном порядке приказом Росграницы от 13 января 2011 года №13-ПП. Проектная пропускная способность пункта пропуска предполагает пропуск 2000 пассажиров в час для внутренних авиалиний и до 600 пассажиров в час для международных авиалиний. Кроме того, принято решение об использовании сектора «В» для оформления пассажиров внутренних авиарейсов и строительстве дополнительного терминала площадью 2500-3000 кв.м., прилегающего к терминалу «С», из быстровозводимых конструкций с обустройством всех зон пункта пропуска. Пропускная способность данного терминала должна составить 372 чел/час, с учетом оформления одного человека до 3 минут (24 кабины паспортного контроля). Также Комплексным планом безопасности Олимпийских зимних игр предусмотрено обустройство ВИП-зала Международного аэропорта Сочи. После обеспечения ОАО «Международный аэропорт Сочи» строительной готовности ВИП-терминала, ЗАО «Эскорт-Центр» приступит к работам по его обустройству и оснащению. Что касается морского пункта пропуска Сочи, то он также введен в эксплуатацию и открыт в установленном порядке Приказом Росграницы от 11.04.2013 № 100-ОД. Пограничный, таможенный и иные виды контроля пассажирских судов осуществляются на 1-ом причале, остальные находятся на реконструкции. Для перевалки грузов, предназначенных для строительства Олимпийских объектов, создан и открыт грузовой район в устье реки Мзымта морского порта Сочи. Проектный грузооборот терминала составляет 5 млн. тонн грузов в год, а общий судооборот – 883 единицы в год. В грузовом районе произведена наладка и сдано в эксплуатацию оборудование, обеспечивающее бесперебойную работу государственных контрольных органов в части осуществления контрольных операций по приему и отправке грузовых судов через государственную границу Российской Федерации. Помимо построенных и реконструированных административно-бытового комплекса грузового района Мзымта и пассажирского терминала Адлер, спланировано обустройство участка морского пункта пропуска через государственную границу в Центре морских круизных перевозок морского порта Сочи. Росграницей оборудованы причалы для приема круизных судов повышенной вместимости кабинами паспортного контроля. Что касается запасных пунктов пропуска, то воздушный пункт пропуска в международном аэропорту Анапа (Витязево) работает периодически.По информации, полученной от руководства ОАО «Аэропорт Анапа», пункт пропуска реально принимает менее одного воздушного судна международного следования в месяц. В связи с незначительной реальной нагрузкой таможенные органы не включили указанный аэропорт в перечень аэропортов с двумя коридорами. Технология пропуска по предложению контрольных органов реализована в реверсивном порядке. Данный аэропорт будет использоваться в качестве запасного во время проведения Олимпийских игр в исключительных случаях для кратковременной стоянки воздушных судов без оформления пассажиров, в случае поочередного закрытия аэропортов Сочи и Краснодара, и до момента открытия одного из них. Воздушный пункт пропуска Краснодар (Пашковский) включен в Федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 гг)». Руководителем Росграницы Д.А. Безделовым подписан приказ от 29 августа 2012 г. № 163-ОД «О реконструкции воздушного пункта пропуска в международном аэропорту Краснодар (Пашковский)», реализация которой осуществляется за счет финансовых средств ООО «Базэл Аэро». В настоящее время в аэропорту Краснодар (Пашковский) проводятся работы по ремонту и перепланировке помещений внутри действующего здания, при этом пункт пропуска продолжает функционировать в обычном режиме в рамках действующей технологии. По словам заместителя генерального директора ООО «Базэл Аэро» Александра Ленцова, реконструкция ВПП Краснодар будет завершена в январе 2014 года. В апреле текущего года Межведомтсвенной комиссией был принята завершенная строительством пешеходная составляющая автомобильного пункта пропуска Адлер. В мае Росграницей издан приказ об официальном открытии пункта пропуска. На стадии строительства на сегодняшний день находится железнодорожный пункт пропуска Адлер через государственную границу Российской Федерации по станции Веселое. Реконструкция объекта железнодорожного пункта пропуска Адлер осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2005 г. № 268-21 «Государственная граница Российской Федерации (2003-10 годы.)», на основании которого реализуется Федеральная целевая программа по строительству новых и техническому перевооружению и модернизации существующих пунктов пропуска. Государственным заказчиком на строительство ЖДПП Адлер с 2009 года является Росграница, генеральным подрядчиком выступало ООО «РСУ-5» (г. Санкт-Петербург). В связи с невыполнением РСУ-5 условий государственного контракта (от 05.11.2009 № 113) Росграницей в 2011 году был подан иск в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда государственный контракт на выполнение работ по реконструкции ЖДПП Адлер расторгнут с взысканием в пользу Росграницы. 15 марта текущего года ФГКУ Росгранстрой заключил государственный контракт на выполнение работ по достройке железнодорожного пункта пропуска с ЗАО «РосТрансСтрой». 15 апреля ЗАО «РосТрансСтрой» приступил к работам (суб. подрядная организация ООО «Русь- 5»). По итогам обсуждения первого вопроса членами Координационного совета был обозначен ряд серьезных проблем и замечаний, на которые следует обратить внимание. В частности, отмечена низкая строительная готовность помещений в воздушном и морском пунктах пропуска города Сочи. Подрядным строительным организациям необходимо в срочном порядке активизировать монтажные работы в морском и воздушном пунктах пропуска города Сочи для своевременной передачи объектов в ведение Росграницы с целью их оснащения и обустройства. В заседании приняли участие начальник Управления капитального строительства и эксплуатации объектов Росграницы Данил Вавилов, руководящий состав ЮТУ Росграницы, врио начальника Южного таможенного управления Виктор Коптенко, первый заместитель Южного транспортного прокурора Анатолий Мальцев, первый заместитель начальника Северо-Кавказского таможенного управления Вячеслав Иванов, заместитель начальника департамента по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Александр Смирнов, начальник пограничного управления ФСБ России по Астраханской области и Республике Калмыкия Вячеслав Бирюков, руководитель Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Михаил Соловьев, первый заместитель начальника Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области Дмитрий Базанкин, заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия Сергей Пантюхов, представители государственных контрольных органов по Краснодарскому краю, Волгоградской и Астраханской областей, Республике Калмыкия, Республике Дагестан, Республике Северная Осетия – Алания и Кабардино-Балкарской Республике, СКЖД, Росавиации, Росжелдора, Госморречнадзора, администраций морских портов.