Layer 1

Россия и Китай обсудили вопросы функционирования и развития пунктов пропуска через государственную границу

Впервые с 2019 года после снятия ковидных ограничений в Шанхае в очном формате прошло 26-е заседание Рабочей группы по пунктам пропуска Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.

Российскую делегацию возглавил директор Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России Михаил Кокаев. В ее состав вошли представители Генконсульства, Посольства РФ, ПС ФСБ России, ФТС России, Правительства Забайкальского, Хабаровского краев, ОАО «РЖД». От ФГКУ Росгранстрой – заместитель руководителя Александр Ерохин. Китайскую делегацию возглавил первый заместитель начальника Государственной канцелярии по управлению пунктами пропуска КНР Дан Сяохун.

При подведении итогов работы за 2022 год и промежуточных итогов за 2023 год отмечалась эффективность и оперативность взаимодействия по вопросам развития пунктов пропуска, увеличения объемов международных грузоперевозок. Согласно данным китайской статистики, в прошлом году через пункты пропуска пропущено 71 млн. 845 тыс. тонн грузов и 298,4 тыс. физических лиц. По сравнению с 2021 года объем грузоперевозок увеличился на 7,5 %, пассажиропотока - на 56 %. За период с января по август 2023 года оформлено почти 56 млн. 969 тыс. тонн грузов и пассажиров в количестве 1052 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем грузоперевозок увеличился на 21 %, пассажиропоток на 533 %. Подчеркивалось, что росту этих показателей способствовала тесная работа России и Китая в области развития пунктов пропуска, повышение их пропускной способности, а также увеличение времени работы.

В рамках рабочей группы стороны рассмотрели вопросы модернизации инфраструктуры пунктов пропуска на российско-китайской государственной границе, перспективы возобновления работы пунктов пропуска Полтавка, (на китайской стороне Дуннин), планы по строительству трансграничной железной дороги и железнодорожного пункта пропуска Приаргунский (на китайской стороне Хэйшаньтоу), изменения классификации пункта пропуска Большой Уссурийский (на китайской стороне Хэйсяцзыдао) с пассажирского на грузо-пассажирский, возможности строительства и эксплуатации специальных устройств (грузовых конвейерных, канатных, рельсовых на магнитной тяге) для транспортировки грузов через границу, а также изменения распорядка работы пунктов пропуска в сторону увеличения времени их работы.

На предложение российской стороны о переводе грузового направления автомобильного пункта пропуска Забайкальск (на китайской стороне Маньчжурия) на круглосуточный распорядок работы на постоянной основе (сейчас круглосуточный режим действует в тестовом формате на 6 месяцев) китайская сторона сообщила о готовности рассмотреть возможность продления действия круглосуточного режима работы еще на 6 месяцев. В целях обеспечения дополнительного пропуска грузовых автомобилей в пункте пропуска Пограничный (на китайской стороне Суйфэньхэ) на период восстановления инфраструктуры пункта пропуска Полтавка и моста через р.Гранитная, поврежденных в результате затопления из-за тайфуна «Ханун», китайская сторона временно скорректировала распорядок работы грузового направления пункта пропуска Суйфэньхэ до 14 часов 7 дней в неделю, что  позволит пропускать дополнительные грузовые автомобили, которые ранее проезжали через пункт пропуска Полтавка — Дуннин. Стороны озвучили планы по модернизации погранпереходов и согласовали подход по сопряжению полос движения между пунктами пропуска, а также договорились взаимодействовать по обсуждению возможности применения новых механизмов транспортировки грузов.

Одной из важнейших тем обсуждения стало внесение изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска от 27 января 1994 г. в части определения порядка пересечения границы гражданами двух государств на легковых автомобилях до 8 посадочных мест. В этом направлении ведется активная работа обеими сторонами. Наряду с этим разрабатывается новое межправительственное соглашение о пунктах пропуска взамен действующего. Китайская сторона проинформировала о работе в части подготовки нового документа. В свою очередь российская сторона заявила о готовности тесно взаимодействовать с коллегами по проекту соглашения.

Участники встречи договорились продолжить работу в области совершенствования инфраструктуры пунктов пропуска и оптимизации режима их работы, повышения эффективности функционирования, улучшения условий пропуска через российско-китайскую государственную границу. По итогам работы был подписан соответствующий протокол.